Breadcrumbs Главная Менеджер Типологический Тест
Типологический Тест - ПРАКТИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО ПО ИНТЕРПРЕТАЦИИ Печать E-mail
Содержание Статьи
Типологический Тест
ПРАКТИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО ПО ИНТЕРПРЕТАЦИИ
Интерпретация отдельных шкал
Интерпретация отдельных шкал. часть 2
Интерпретация конфигурации профиля
Интерпретация конфигурации профиля. часть 2
Интерпретация конфигурации профиля. часть 3
Все страницы

Калифорнийский психологический опросник (CPI) русский вариант(M).

1. Калифорнийский психологический опросник California Psychological

Inventory (CPI). Оригинальный (новый) вариант CPI-462 (Gough, 1987)

2. Автор - американский социолог и психолог

Харрисон Джордж Гоуx

Harrison G. Gough, Professor of Psychology,

Emeritus, University of Calofornia, Berkeley, California

Авторы русскоязычной версии - Тарабрина Н.В., к.п.н.

(Институт психологии РАН)

Графинина Н.А.

3. Контингент испытуемых: CPI применяется от 14 лет и старше

4. Предмет тестирования: совокупность определенных особенностей или свойств личности, проявляемых ею в реальных ситуациях межличностного взаимодействия

5. Задачи тестирования:

- определение личностного типа и стиля межличностного взаимодействия;

- прогнозирование поведения в реальных ситуациях межличностного взаимодействия.


Диагностируемые факторы:

1 Доминирование: 11 Хорошее впечатление:

2 Способность к статусу: 12 Обычность:

3 Общительность: 13 Чувство благополучия:

4 Социальное присутствие: 14 Толерантность:

5 Самопринятие: 15 Достижение через подчинение:

6 Независимость: 16 Достижение через независимость:

7 Эмпатия: 17 Интеллектуальная эффективность:

8 Ответственность: 18 Психологический склад ума:

9 Социализация: 19 Гибкость:

10 Самоконтроль: 20 Женственность/мужественность:


6. Сопряженные практические задачи:

- профессионально-психологический отбор (особенно для профессий Субъект-субъектного типа);
- подбор руководителей различного ранга и управленческого резерва;

- прогнозирование успешности овладения различными сферами профессиональной деятельности;

- оценка творческого потенциала в креативных сферах деятельности;

7. Требования к пользователю (компетентность исполнителя):

- необходимо дополнительное обучение по овладению методами анализа и интерпретации данных.

8. Прикладные эффекты методики:

в зависимости от задач, стоящих перед пользователем, возможно создание дополнительных субшкал на основе СPI (например, шкал профессиональной успешности в различных видах деятельности.




ПРАКТИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО
ПО ИНТЕРПРЕТАЦИИ CPI

Loring W.McAllister, 1988
(перевод Н.А.Графининой, общая редакция Н.В.Тарабриной,

Институт психологии РАН)

Адекватная интерпретация данных, получаемых с помощью CPI, достижима при соблюдении основных условий.

Первое — интерпретатор должен быть знаком с опросником и с его основой. Идеально было бы, если бы интерпретатор обладал опытом использования CPI на релевантной популяции клиентов.

Второе — интерпретация CPI не может проводиться изолированно. Возраст, образование, интеллект, социальное или этническое происхождение, семейное положение, род занятий и причины использования теста — это тот контекст, в рамках которого интерпретируются результаты тестирования.


Шаг 1:
Предварительное исследование
и оценка валидности МЕТОДИКИ
CPI.

Отметить продолжительность времени заполнения CPI. Среднее время — 45-60 минут. Если времени потребовалось значительно меньше, то можно предположить возможность небрежности, случайности в ответах или импульсивности испытуемого. Если на заполнение теста времени ушло больше часа, можно предположить возможность того, что индивид имеет психологические проблемы, например, страдает от депрессии, или обладает интеллектом ниже среднего уровня, у него могут быть нарушены навыки чтения или он может быть склонным к излишней детализации или же быть слишком нерешительным.

Оценить бланк ответов на пропуск пунктов или пунктов, на которые даны оба ответа — «верно» и «неверно». Результаты теста считаются невалидными, если таких пунктов больше 30. Многочисленные зачеркивания говорят о том, что клиент, возможно, компульсивен, амбивалентен, или сверхдобросовестен. В редких случаях бланк ответов может быть отмечен только ответами «верно» или только «неверно».

Проверить, построен ли профиль на том листе (в соответствии с полом клиента).

Проверить оценки по шкале Чувства благополучия (Wb).Если получены оценки в сырых баллах 20 и ниже (или 27Т — для мужчин и 31Т — для женщин и ниже), то это говорит о невалидном профиле. Испытуемый стремится ухудшить результаты или же он обладает заниженной самооценкой с чувством подавленности.

Проверить оценки по шкале Хорошего впечатления (Gi). Сырая оценка 31 и выше (или в Т—баллах — 69 для мужчин и 71 — для женщин и выше) свидетельствует о невалидном профиле в сторону улучшения результатов, когда клиент заинтересован в том, чтобы произвести наиболее благоприятное впечатление. Сырой балл 8 и ниже (35Т для мужчин и женщин и ниже) свидетельствует о намеренном ухудшении результатов.

  • Отметить балл по шкале Обычности (Cm). Сырой балл 27 и ниже (29Т для мужчин и 24Т для женщин и ниже) говорит о «закрытости» ответов, как о возможном результате случайных ответов, плохих или нарушенных навыках чтения или намеренных ошибках в ответах. Низкие показатели по шкале Cm говорят о сознательном искажении результатов.


Шаг 2:
Интерпретация структурных шкал
CPI.

В части II Руководства по CPI (Gough, 1987) дается полное описание разработки трех структурных (векторных) шкал и их комбинаций для выделения четырех личностных типов и измерения степени (уровня) самореализации. Компьютерная или ручная обработка данных позволяет получить индивидуальный тип и один из семи уровней реализации данного типа. Уровни 1, 2 и 3 представляют соответственно бедный уровень, явно ниже среднего и ниже среднего уровня реализации и интеграции данного типа, уровень 4 определяет среднюю степень интеграции и реализации; уровни 5, 6 и 7 представляют соответственно выше среднего, отчетливо выше среднего и высшую степень реализации и интегрированности данного типа по CPI.

Альфа — тип личности: это активные индивиды, ориентированные на межличностное взаимодействие, продуктивные и сосредоточеные на жизненных задачах (целях). Они честолюбивы, охотно принимают ответственность за руководство или управление другими и в целом придерживаются социальных норм и обычаев. «Альфы», которые достигли оптимального развития своего типа, могут быть харизматическими лидерами или конструктивными исполнителями.

«Альфы», чей тип минимально развит, могут выглядеть как сосредоточенные на себе (эгоцентристы), манипуляторы и стремящиеся к достижению только собственных целей.

Вета — тип личности: интернально ориентированные личности, которые придерживаются внешне заданных норм и ценностей. Они могут не иметь сильного желания руководить или управлять другими и обычно чувствуют себя комфортно в роли последователей (подчиненных). «Беты» хорошо контролируемы, зависимы и склонны ставить интересы и потребности других выше своих собственных.

«Беты», оптимально реализовавшие свой тип, могут быть «тихими» вдохновителями, производить впечатление источника мудрости, познающего, воспринимающего все через озарение (инсайт). «Беты» минимального уровня развития могут выглядеть как сверхконформисты, ригидные и неотзывчивые люди.

Гамма — тип личности: сосредоточены на межличностном взаимодействии, но способны иметь собственное мнение или принимать самостоятельные решения. Они скептичны и склонны к сомнениям в большей мере, чем к принятию традиционных норм и ценностей. При этом они остаются активно вовлеченными во взаимодействие с другими. «Гаммы», которые достигли оптимального уровня развития своего типа, могут быть инноваторами, творческими лидерами (вдохновителями). «Гаммы», чей тип минимально реализован, могут выглядеть неординарными личностями, бунтарями, эгоистами или раскольниками.

Дельта — тип личности : интернально ориентированные и оставляющие за собой прерогативу решений, направляющих их жизнь. Они склонны к уединению и отделенности от других, рефлексивны.

«Дельты», которые достигли оптимальной реализации своего типа, обладают хорошим воображением, творческими наклонностями и наделены артистическим талантом, но их вклад может оставаться незамеченным, так как они не склонны «делать произведение» из себя. «Дельты», чей тип минимально развит, могут производить впечатление саморазрушающихся натур, уязвимых и склонных к декомпенсации.


Шаг 3:
Оценка профиля В МЕТОДИКЕ
CPI.

Отметить общую высоту профиля CPI. Профили с баллами в значительной степени выше 50Т показывают общую позитивную адаптированность индивида; профили с баллами значительно ниже 50Т свидетельствуют о возможном наличии у субъекта трудностях, значимых для адаптации. Такая общая оценка профиля удовлетворительна только для целей общей ориентации. Позже будет показано, что значение высоких или низких баллов в различных шкалах зависит от специфичности нормативной или референтной групп, с которыми индивид может быть связан, и от соответствующих пиков на других шкалах. Например, балл по Sc от 40Т до 50Т является желательным для отдельных типов управленцев.

Сравнить подъемы (пики) различных групп шкал CPI. Существует несколько способов сделать это, в зависимости от выбора определения гомогенности групп шкал. Наиболее очевидное сравнение может быть сделано путем оценки кластеров шкал, выделенных на самом профильном листе. Эти кластеры основываются скорее на концептуальном, чем на статистическом подобии.



I класс шкал CPI.

Do, Cs, Sy, Sp, Sa, In, Em. Эта группа шкал измеряет самоуверенноость, уравновешенность, влиятельность, сформированность социальных навыков и эффективность в межличностном взаимодействии.

Высокие баллы (все выше 50Т) свидетельствуют о превосходстве, влиятельности, ориентированности индивида на межличностное взаимодействие, общей компетентности в социальных взаимоотношениях.

Низкие баллы (все ниже 50Т) говорят о сдержанности, неспособности отстаивать свои права, индивиды с такими баллами обычно не очень социально ориентированны и, как правило, испытывают смущение и стеснение при социальных контактах.

II класс шкал.

Re, So, Sc, Gi, Cm, Wb, To. Вторая группа шкал измеряет зрелость личности, личностные ценности, самоконтроль и чувство ответственности.

Высокие баллы (все выше 50Т) свидетельствуют о внимательности, заботливости, осторожности, это достаточно прямолинейный тип людей, который характеризуется контролем над поведением, чувством долга и несклонностью к риску.

Низкие баллы (все ниже 50Т) говорят о неосмотрительности, оппортунистичности, свободе от сдерживающих факторов, решительности и склонности к риску.

III класс шкал.

Ac, Ai, Ie. Третья группа шкал направлена на определение общего интеллектуального уровня и ориентированности на достижения.

Высокие баллы (все выше 50Т) говорят о направленности и стремлении к достижениям, индивиды с такими баллами в целом обладают высокими достижениями (свершениями) в интеллектуальном и профессиональном планах. Они являются типом «ум превыше мускул».

Низкие баллы (все ниже 50Т) свидетельствуют о внимательности, осторожности, сопротивлении (нежелании) идти по прямой, такие личности имеют тенденцию к обороне (защите), они предпочитают работать с конкретными типами людей, известными как «мускулы превыше ума», к каковым относятся сами.

IV класс шкал.

Py, Fx, Fe/m. Четвертый класс шкал направлен на оценку интересов, образа жизни или стиля жизни личности, насколько они соответствуют полоролевым характеристикам данной личности.

Высокие баллы (все выше 50Т) говорят о любопытстве и любознательности индивида, широте его восприятия, адаптивности и сензитивности к окружению.

Низкие баллы (все ниже 50Т) свидетельствуют о стремлении к рациональному восприятию действительности, прозаичности, сухости; лица с таким профилем склонны принимать вещи по их номинальной стоимости, они предпочитают стабильность и предсказуемость переменам.

Альтернативный подход к группировке шкал основывается на факторном анализе, в результате которого были выделены следующие факторы:


I фактор CPI. Do, Cs, Sy, Sp, Sa, In, Em.

I фактор измеряет эффективность и адекватность социальных контактов, уравновешенность, самоуверенность, инициативность, находчивость и изобретательность.

Высокие баллы (все выше 50Т) свидетельствуют об уверенных, уравновешенных, отстаивающих свои убеждения и влиятельных индивидах, которые обычно получают удовольствие от тех отношений с другими, где они пользуются авторитетом.

Низкие баллы (все ниже 50Т) говорят об индивидах, которые склонны избегать социальной включенности и лидерской роли; они предпочитают работать сами по себе и в целом имеют «низкий» (утопленный) профиль.

II фактор. Re, So, Sc, Gi, Wb, To, Ac.

II фактор измеряет общую личностную регуляцию, психическое здоровье и склонность к конформизму.

Высокие баллы (все выше 50Т) говорят о стабильности, зрелости, конвенциональности, социализированности, чувствительности к социальным требованиям, стремлении не причинять другим вред. Такие личности склонны к высокому контролю над эмоциональной сферой и к принятию рациональных решений.

Низкие баллы (все ниже 50Т) свидетельствуют о свободно действующих, временами импульсивных, индивидах, которые доверяют собственной интуиции, не скрывают своих чувств и подвержены эмоциям при принятии решений.

III фактор. (Ai, Fx, To, Ie, Py).

III фактор измеряет степень независимости действий и мыслей.

Высокие баллы (все выше 50Т) свидетельствуют о независимом мышлении, самодостаточности. Лица, имеющие по данному фактору высокие баллы, получают удовольствие от разнообразия, свободы, автономии в своей жизни и работе. Они склонны стремиться к переменам и отвергать всякую рутину.

Низкие баллы (все ниже 50Т) — конвенциональность, осторожность, предпочтение предсказуемости и определенности, склонность следовать авторитетам или традициям в принятии решений.

IV фактор. (Cm, Re, So, Wb).

Конвенциональность и приверженность социальным нормам и ожиданиям.

Высокие баллы (все выше 50Т) определяют конвенциональных, социально отзывчивых индивидов, которые воспринимаются другими как ординарные личности, стремящиеся делать все корректно.

Низкие баллы (все ниже 50Т) определяют неконвенциональный, избирательно реагирующий тип, который иногда демонстрирует себя как непохожего на других; для этого типа не является необходимым соответствовать ожиданиям или правилам, которым следуют все.

V фактор. F/m.

V фактор измеряет общую сензитивность, потребность в зависимости и эстетические интересы.

Высокий балл (выше 50Т) определяет осторожных, конформных индивидов, которые могут быть привередливыми, несколько неподатливыми, упрямыми, уязвимыми и чувствительными, с артистичскими наклонностями. Они признают потребность в зависимости и нуждаются в получении помощи от других.

Низкий балл (ниже 50) определяет сильных, выносливых, практичных, жестких индивидов, которые предпочитают действовать и склонны отвергать зависимость от других. Они обычно уверены в значимости своих собственных поступков.

 
Контакты
Контактные телефоны:
(495) 333-44-31
8 (903) 742-92-47
Факс : (495) 333-44-31
e-mail: Отправить письмо